Чириков Михаил помогал ликвидировать последствия наводнения в Крымске в качестве волонтера.
Михаил Чириков, доброволец из Московской области, участвовавший в ликвидации последствий наводнения в Крымске Краснодарского края, публикует записки, в которых рассказывает о событиях своей поездки.
16 июля 2012 года. Несмотря на критику многих своих знакомых, я, Чириков Михаил Андреевич все же принял решение поехать в Крымск, так как четко осознавал, что обязан помочь пострадавшим от бедствия жителям и получить достоверные данные о том, что происходит в районе на данный момент. Стоит отметить, что в поездке приняли участие всего 34 человека, среди которых были в основном молодые юноши и девушки из разных уголков России. Например, из Рязанской области, Казани и Нижнего Новгорода.
17 июля 2012 года. Прошла первая ночь в дороге. Я ехал по России и наслаждался живописными пейзажами – широкими полями, дремучими лесами, глубокими реками. Как только мы добрались до Крымска, нас сразу попросили разгрузить фуру весом в двадцать тонн. Теперь я с уверенностью могу сказать, что общая работа сближает людей – именно во время разгрузки грузовика мы начали общаться с другими волонтерами, а затем продолжили это занятие за общим столом.
18 июля 2012 года. Сегодня был довольно тяжелый рабочий день. В первую очередь, мы принялись разбирать завалы гуманитарной помощи. Мы работали три-четыре часа, а потом лично меня отправили помогать на место завхоза по приемке инструментов, которые надо было занести в тетрадь и выдавать волонтерам, сотрудникам МЧС и пострадавшим от наводнения людям. Кроме того, я со своим старым знакомым Константином Русаковым поехали на свалку, где помогали очищать машину МЧС от мусора. К этому месту очень трудно подъехать, так как туда со всего Крымска привозят крупногабаритный мусор с домов, разрушенных наводнением.
К вечеру я и еще пятеро ребят поехали на завод, где нам безвозмездно дали 65 полетов в лагерь для того, чтобы мы смогли бы готовить заказы людям, нуждающимся в гуманитарной помощи. Работая в Крымске, я заметил одну весьма примечательную вещь: наряду с волонтерами, которые все силы вкладывали в то, чтобы помочь пострадавшим жителям, были и те, которые практически не принимали участия в жизни лагеря, то есть гуляли по территории, отдыхали в палатках или вообще уходили из лагеря, а вечером «сидели» в социальных сетях. Однако, как мне кажется, главный принцип волонтера заключается в том, что при любых обстоятельствах оставаться человеком и помогать попавшим в беду.
К вечеру этого дня мы собрались за столом, где рассказывали, кто как провел свой день: кто-то был на разборе мусора в доме, кто-то принимал участие в приготовлении пищи в лагере, а кто-то выезжал в город для того, чтобы раздавать людям гуманитарную помощь. Многие волонтеры интересовались у местных жителей, сколько же погибло людей и практически все говорили, что реальных жертв гораздо больше, чем пишут СМИ. Тем не менее, я отмечу, что надо верить только очевидцам произошедших событий, а не тем, кто только пишет со слов кого-либо.
19 июля 2012 года. Сегодня поехал на место, где прошла разрушительная волна, а именно на улицу Лагерную, дом 145а. Местные люди утверждали, что когда сюда приехала команда пожарников, её просто смыло водой вместе с машиной. Задача команды, где я был бригадиром, заключалась в том, чтобы помочь хозяину дома вырывать отсыревший пол в двух комнатах и прихожей, а также очистить его от бетона. Кроме того, нам была дана команда выкачать воду из бассейна в бане. После этого нас попросили очистить соседний участок пожилой женщины от бутылок и грязи. Следующим по плану у нас был дом на улице Таманской: там мы должны были убрать из сарая все вещи, покрытые толстым слоем ила.
20 июля 2012 года. Я начинаю понимать, что волонтер – это профессия, которая должна и дальше развиваться в России. Стоит подчеркнуть, что каждый волонтер ехал в Крымск для того, чтобы, в конце концов, узнать всю правду о катастрофе, и некоторые практически подошли к разгадке, но, у нас не хватило времени, средств и сил, чтобы добраться до водохранилища и своими глазами увидеть состояние плотины.
21 июля 2012 года. Мне уже пора собираться домой. Утором нам сказали, что нас, скорее всего, повезут самолетом МЧС, но затем мы узнали, что мы все же поедем на автобусе. Мы решили и после отъезда из Крымска встречаться и общаться с новыми знакомыми. В 15 часов мы тронулись обратно в Москву: нас было 27 человек, из которых были те, кто ехал в Крымск со мной 16 июля.
Таким образом, я с уверенностью могу сказать, что не жалею о своей поездке в Крымск. Напоследок я хочу поделиться с читателями некоторыми историями, записанными мною со слов местных жителей. Например, одна женщина рассказывала, что видела своими глазами, как молодую маму с двумя детьми вытолкнула волна из дома, и она вцепилась зубами за дерево для того, чтобы удержать детей и себя, но когда у нее начали заканчиваться силы, ей пришлось сделать выбор, и она отпустила одного из детей и его понесло течением. Когда мне это рассказывали, я плакал, представляя такую картину.
Или еще одна история пожилой женщины, которая чудом спалась: она 6 часов руками и зубами держалась в доме за козырек потолка, чтобы её не утащила волна. Она утверждала, что в один момент она была готова отпустить руки, но она не сделала этого из-за своих детей и внуков и дождалась прихода своей дочери и спада волны. Мне также рассказали, что, когда затопило дом и петуха вынесло течением на крышу и все уже подумали, что он погиб, так как лежал на крыше без сознания несколько часов, он очнулся и стал кукарекать.
Самое главное, что это лишь небольшая часть услышанных мною историй, но все просто невозможно описать, так как это действительно страшно. Например, в последний день моего пребывания в Крымске мы вообще нашли в машине семью, утонувшую 7 июля, а также многие рассказывали, что члены семьи погибали, обнявшись друг с другом. И такое в жизни бывает…